Розовые чайки — Rhodostethiа

  • Класс: Птицы — Aves
  • Отряд: Ржанкообразные — Charadriiformes
  • Семейство: Чайковые — Laridae

Выводки еще с пуховыми птенцами сейчас же начинают двигаться, главным образом вплавь по бесконечным озерам, лужам, протокам и вискам низменной тундры, к северу, к морскому побережью, и после 10 июля Бутурлин уже не видел их в южной части дельты, и только 2–3 штуки, вместо прежних многих десятков ежедневно виденных, пролетали, по словам некоторых, между 13 и 18 июля, а 13 и 21 июля Бутурлин как будто слышал раза 2 характерный голос этой чайки в средней и северной части дельты. Наконец, у устья Колымы, близ взморья, 22 июля Бутурлин видел и добыл трех молодых, еще неуклюже летающих розовых чаек, 2 из них со следами пуха на концах перьев головы, и больше в этом году их не было нигде с дельте видно. Очевидно, это были птицы последнего выводка, первые выведшиеся могли отлететь неделей или даже декадой раньше.

Таким образом, в течение средней декады июля выводки поднимаются на крылья и сейчас же покидают родной материк, разлетаясь по Ледовитому морю к северу, северо-востоку и северо-западу. В это-то осеннее время их и встречали путешественники в разных частях полярного бассейна и у северных берегов Азии и Аляски: экспедиции «Жанетты», «Фрама», «Зари» и др. Экспедиция «Веги» добыла 1 экземпляр у северного берега Чукотского полуострова, д-р Бунге 2 экземпляра в устье Лены (Сагастырь), И. А. Шульга, спутник Бутурлина, 1 экземпляр у Большого Баранова мыса; у мыса Баррова, на северном берегу Аляски, наблюдается целый пролет молодых экземпляров к востоку. А. А. Бялыницкий-Бируля нашел 30 июля 1903 г. на острове Котельном молодой лётный экземпляр со следами пуха на перьях головы. Наблюдения над куликами показывают, однако, что такие птицы сохраняют иногда остатки пуха после многих тысяч км перелета (например, краснозобик,, не гнездящийся к западу от Енисея, бывал встречаем в таком наряде осенью в Англии), а от дельты Индигирки до острова Котельного каких-нибудь 500 км.

Разлетаясь по Ледовитому морю, единичные особи розовой чайки достигают к во стоку острова (считавшегося полуостровом) Мелльвиля (откуда и описан в науке первый раз), Боотии и даже западных берегов Гренландии. С другой стороны, к западу они, повидимому, едва достигают Шпицбергена, так как для этого архипелага до сих пор приводится лишь один экземпляр, да и то очень сомнительный. У северных берегов Европы и у Новой Земли розовая чайка не наблюдалась, но в свое время д-р Ф. Нансен сообщил, что он наблюдал целый ряд особей близ северо-восточной части Земли Франца Иосифа, около 82,1–81,8° с. ш., 63,2–64,1° в. д. (все же не на самой Земле) во 2-й и 3-й десятидневке июля, и потому думает, что они там гнездятся. В данном случае великий путешественник, несомненно, впал в совершенно естественную для того времени ошибку: в 1896 г., когда он это публиковал не было ничего ровно известно о жизни этой птицы. Теперь же мы знаем, что и время наблюдений Нансена не соответствует времени гнездования этой птицы (он видел первую взрослую 11 июля, первую молодую 27 июля), да, главное, что на островах Земли Франца Иосифа ей просто негде гнездиться: ни на песчаных и галечных отмелях, как крачки или, иногда, белая чайка, ни на скалистых, обрывах, как моевка, розовая чайка не гнездится, а обширной плоской, мокрой, травянистой тундры там нет. Ввиду огромного авторитета Нансена полезно добавить, что Земля Франца Иосифа — один из наилучше исследованных клочков севера. Там более года работала экспедиция герцога Абруццского, там работала экспедиция Седова, и никто из них не видел розовой чайки. Там три года подряд работала большая экспедиция Хармсворта-Джексона, и за последние годы там работает ряд советских экспедиций, и никто розовой чайки там не видел. Правда, Джексон полагает, что видел 1 экземпляр в стае других чаек (5 июля 1897 г.), но стоявший рядом с Джексоном в тот момент Брюсс — отрицает, что это была розовая чайка (которой к тому же Джексон и не мог нигде изучить ни в живом, ни в свежем виде). Таким образом птицы, виденные Нансеном (не на самой Земле, а лишь вблизи неё), были не местные, а прилетные с востока, кочующие.

По этому поводу Ф. Д. Плеске в своей монументальной сводке о птицах Евразиатской тундры, обсуждая возражения Бутурлина Нансену и, в общем, соглашаясь с ними, затрудняется вопросом, откуда могли взяться молодые уже 27 июля так далеко от Колымских гнездовий? Все затруднение нашего уважаемого ученого произошло из-за курьезной ошибки, которую необходимо исправить, так как долго труд его будет главным справочником по птицам нашей тундры.

Дополнительная информация