Сайт жилого комплекса: http://melodiya-evilin-stroy2.ru/. ЖК на улице Кулакова.

Песочники — Calidris

  • Класс: Птицы — Aves
  • Отряд: Ржанкообразные — Charadriiformes
  • Семейство: Бекасовые — Scolopacidae

Бонапартов песочник Calidris fuscicollis (Калидрис фусциколлис)

Относится уже к песочникам с белыми верхними кроющими хвоста (кроме изредка 1–2 центральных пар и кроме отметок на концах); центральная пара рулевых с суженными вершинами и длиннее других, 2-я и 3-я с краю пары рулей самые короткие; клюв прямой, ноги оливково- или серовато черны. Летом верхняя сторона черно-бурая с рыжеватыми и охристо-беловатыми краями, низ белый, передняя сторона шеи, зоб, грудь и бока белы с темными продольными пестринами. Зимой верх дымчато-серый с темнобурыми центрами, низ белый, зоб с охристо-дымчатым налетом и пестринами. Молодой похож на летнее оперение взрослых, но края перьев мантии беловатые. Крыло 11,5–12,6 см, хвост 5–5,6 см, клюв 2–2,6 см, плюсна 2,25–2,5 см.

Гнездится в полярных, частях Северной Америки, зимует в Южной Америке, около двух десятков раз залетал в Европу. Самка добыта 28 июня 1897 г. на мысе Флора, на Земле Франца Иосифа, т. е. в теперешних пределах России, экспедицией Джексона — Хармсворта.

Близок к этому виду, но крупнее Куперов песочник Calidris cooperi, отличающийся бурыми в форме угла отметинами на белых верхних кроющих хвоста и округлыми редкими пятнами на зобе и прилегающих частях шеи и груди, и более широкими на боках. Крыло 14,5 см, хвост — 7 см, клюв прямой, довольно широкий — 3,15 См, плюсна 2,85 см, средний палец с когтем 2,55 см.

Загадочная птица, единственный известный экземпляр добыт 24 мая 1833 г. на Лонг-Айленде, близ Нью-Йорка.

Краснозобик Calidris ferruginea (Э. ферругинэа).

Имеет верхние кроющие хвоста белые или белые с темными поперечными полосками или пятнами (летом и с рыжими отметинками; изредка 1 или 2 центральных пары черноваты); клюв дугообразно загнутый вниз; обрез хвоста ровный; центральная пара рулей не удлинена и не сужена в вершине сравнительно с другими. Летом верхняя сторона черно бурая с ржавчато-рыжими выцветающими до охристо-рыжеватого вершинными и предвершинными пятнами обоих опахал; щеки, шея и нижняя сторона тела густого каштаново-рыжего цвета, в свежем пере с беловатыми вершинками, и обыкновенно с буроватым предвершинным пятнышком. Зимой верх серовато-бурый; серее к вершине и темнее у стержня; низ белый, на зобе и прилегающих частях слегка исчерченный темным. Подмышечные всегда чисто белые. Молодые сверху темнобуры с оливковым блеском, с неширокими вершинными ржавчато- или охристо-белыми краями, резко отделенными узкой черноватой предкраевой линией; низ белый с легким охристо-сизоватым налетом на зобе и прилегающих частях и с неясными стержневыми крапинками.

Крыло 12–13,8 см (у самых молодых, как исключение, до 11,5 см), хвост 4,25–5,5 см, клюв 3,0–4,3 см, обыкновенно 3,2–4,2 см, плюсна 2,6–3,3 см, средний палец с когтем 2,1–2,6 см. Вес около 64–72,5 г.

Ноги оливково-темнобуры или черноваты.

Этот красивый кулик в огромном количестве пролетает морскими побережьями западной Европы (более всего) и восточной Азии, а также и по всем большим внутренним путям, на зимовки в Африке, южной Азии и Австралии, в меньшем числе до Новой Зеландии. Хотя Миддендорфф еще в 1843 г. добыл на Таймыре под 74° с. ш. самку с почти готовым яйцом в яйцеводе, однако места гнездовий точно не были установлены, и только в 1897 г. Поп гам нашел гнезда и яйца в низовьях Енисея под 72° с. ш. и там же в 1914 г. мисс Мери Гавилянд; А. А. Бялыницкий-Бируля добыл ряд кладок в конце июня и начале июля 1901 г. на северо-западном побережье Таймыра, под 76°8′ с. ш., а доктор Катин-Ярцев — на Ново-Сибирских островах в 1902 г. Наконец, в 1912 г. покойный Ян Курин нашел гнездовую колонию и добыл пуховиков у мыса Большого Баранова в середине, июля (между Колымой и, Чаунской губой).

Это исчерпывает все несомненные данные (указания на гнездование в степях — безусловная ошибка). В Северной Америке краснозобик редок, и там, как и в Гренландии, гнездование его совершенно не установлено. Покойный А. Ф. Гебель нашел кладку на Мурмане у Цып-Наволока и неоднократно говорил Бутурлину, что не взял самку только потому, что наблюдал ее в нескольких шагах и определенно видел, что это не исландский песочник и не песчанка, а именно краснозобик.

Дрессер счел эту кладку за яйца чернозобика, не имея, впрочем, в то время материала для сравнений, но ознакомившись с настоящими яйцами краснозобика по находкам Попгама и экспедиции «Зари», он уже изменил свое мнение и в письме от 16 августа 1909 г. к Бутурлину признает, что одна из кладок Гебеля несомненно принадлежит краснозобику. Ф. Д. Плеске в 1928 г. считает их (может быть, другую кладку? — часть коллекции была Гебелем продана в 1904 г, Дрессеру) за несомненные яйца чернозобика.

В дельте Колымы, повидимому, не гнездится: в 1905 г. Бутурлин наблюдал краснозобика в большом числе только на пролете, но не 10 и 11 июня, как говорит Плеске, и не потому, что гнездовый период он проводил в тайге и «субальдийской зоне» и не был в это время в тундре (1. с, стр. 261). В действительности Бутурлин все гнездовое время провел в разъездах по тундре, частью в южной, кустарниковой ее части, частью же и в голой, при морской части, в лесах же в это время вовсе не был, кроме 2 кратковременных заездов, как видно из опубликованных его писем, отчетов и статей. Пролет же краснозобиков наблюдал он не 10 и 11 июня, а 28 и 29 мая (и последних — 2 июня). Ошибка Плеске в этом, как и во многих других местах названной капитальной работы, произошла оттого, что он числа в статьях Бутурлина, — разумеется, нового стиля, — почему-то счел за старый стиль, а к основной русской работе того же автора, где конечно, числа даны старым стилем, — вовсе не обращался.

Дополнительная информация